Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва"
20.02.2019
Андрей Миронов: «Чаще всего профессионалами становятся «трудяги»!
Тренер СШОР «Динамо» Андрей Миронов дает в интервью советы юным футболистам, рассказывает о жизни и о «звездной» болезни талантливых игроков.
Андрей Станиславович, расскажите о пользе «открытых» уроков.
- В любом занятии, даже которое проводилось несколько раз, тренер может для себя открыть какой-то нюанс, с использованием которого занятие станет эффективнее. Сегодня я уже для себя приметил упражнение и обдумываю, как буду проводить его у своих ребят 2008 года рождения.
Тренер как-то особенно готовится к такому показательному уроку?
- Скажу по себе - я не готовлюсь.
Провожу обычную запланированную тренировку со своими задачами, которые считаю наиболее важными.
Дети видят какую-то разницу между занятиями традиционными и открытыми?
- Конечно, они понимают, что сейчас на них смотрят другие тренеры и относятся более ответственно к тренировке. Кстати, отсюда вытекает еще одна из причин, почему готовиться к открытому уроку ненужно - чтобы дети не чувствовали, что их тренер устраивает «показуху».
Сейчас зима, погода мешает полноценно заниматься на большом поле и в нашем климате закрепилась тенденция к переходу в залы и мини-футбольные манежи. Как дети воспринимают этот переход?
- Со временем это перестает быть проблемой для детей. Они привыкают и уже не мечтают, чтобы круглый год было лето.
По себе помню: в детстве даже не замечали, что перешли с маленького поля на большое или с тепла в холод. Для тренировочного процесса это является нормой. Главное чтобы все было методически грамотно и целенаправленно организовано.
Где вашим футболистам более комфортно заниматься на улице или в манеже?
- Моя группа с удовольствием занимается на снегу. Конечно, когда на улице не слишком холодно. Бывает, что они даже мне рекомендуют, где провести тренировку (смеется).
Чем современный футбол отличается от футбола, к примеру, 90-х?
- Футбол становиться быстрее, зрелищнее.
От игроков требуют большего универсализма, умения владеть мячом как можно дольше. «На отбой» сейчас мало кто играет, потому что каждый вынос, это потеря мяча и детей с малого детства приучают именно к контролю. Раньше играли строго на результат: в любом возрасте позволялось и «по аутам бить» и не сохранять мячи. Сейчас подготовка детей к командам мастеров проходит гораздо продуктивнее.
Еще одно изменение в футболе, которое мне бросилось в глаза это игра многих фланговых защитников на Чемпионате Мира 2018 года. Теперь они атакуют оба, а раньше было так, что один крайний подключается, а центральный защитник его страхует. Сейчас каждый игрок должен уметь разбираться «один-в-один», потому что «страховка» - это уже потеря одного игрока. Ну и конечно свою роль здесь играет человеческий фактор: «где-то на поле можно дать «слабину», ведь меня страхует товарищ по команде».
Чей-то стиль преподавания Вы бы выделили из тренеров?
- У меня не вызывает удивления поведение не только в футболе, но и в любом виде деятельности. Я это воспринимаю – это такой человек и он так ведет свою тренировку. Самое главное, чтобы не команда была звездная, а чтобы каждый футболист мог быть личностью в другой команде.
Намного приятнее будет вспоминать - пусть твоя команда мало выигрывала, но зато один из этой команды играет в команде мастеров, другой подписал контракт с зарубежным клубом и так далее.
Можно ли сказать, что детский тренер вообще не гонится за результатом?
- Нет ничего плохого в том, что тренер все хочет выиграть. Но нужно понимать, что есть и другая сторона: может, сейчас и нет необходимости выигрывать, а важно, чтобы футболист замены у тебя сыграл?
Не нужно переживать, когда получает травму или просто не может принять участия в матче ключевой игрок: всегда есть ребенок, который выйдет на его место и не испортит игру. А может и вообще откроется. И тогда тренер подумает: теперь мне не страшно потерять футболиста основы, когда у меня есть такая замена.
Расскажите интересный случай, связанный с Вашими воспитанниками.
- Занимался у меня один мальчик, 1996 года рождения, очень хороший парень, но у него болели колени. Я ему сказал: «Ваня, летом давай отдохни подольше, чтобы у тебя прошли колени, а потом посмотрим». За это время он пошел заниматься на байдарках и сейчас является Мастером спорта международного класса по спортивной гребле.
При встрече говорю ему: «Ваня, хорошо, что я тебя отправил, а то сидел бы ты где-нибудь на лавочке, а не по сборам ездил за границу» (смеется).
В вашей практике, какие случаи были чаще, когда ребята становились профессиональными футболистами, те у которых природный талант или те, которые «сворачивали горы» на тренировках и сделали себя сами?
- Чаще всего профессионалами становились в первую очередь так называемые «трудяги».
Во вторую очередь, ребята, так скажем, из малообеспеченных семей. Они толи крепче, толи желают этого больше, хотят «вырваться», может быть из жизни, которая их не устраивает.
Есть, конечно, талантливые «звездочки», но у них зачастую бывает такая проблема: приглашают их в Краснодар или Санкт-Петербург, допустим, они поиграли, пошел спад, что свойственно детям или юношам, их оттуда убирают, а они не хотят возвращаться: считают, что это их конец. А потом приезжают домой и говорят, что «тренер в меня не поверил». Я, конечно, не исключаю такие случаи, но бороться то все равно нужно или искать другого тренера.
Александр Пугачёв
← Назад